‹ Мария Вудворт-Эттер Назад Читать далее ›
Эван Робертс
Продолжение
Пробуждение в Уэльсе основывалось на четырех пунктах:
Исповедуй все известные тебе грехи.
Раскрой все тайные и сомнительные вещи.
Исповедуй открыто Господа Иисуса Христа.
Дай слово, что будешь полностью послушен Духу.
Эван Робертс раскрыл ключи к пробуждению. И если эти
ключи были важны тогда, то они, несомненно, важны и сейчас. Думаю, что слово
"покаяние" сегодня как-то потускнело. Из-за социальных неурядиц и
неправильных отношений оно потеряло большую часть своего смысла. Некоторые люди
настолько абсолютизируют Божий закон милости и благодати, что игнорируют остальные
Его законы. Благодать и милость не дают нам право жить так, как нам этого
захочется. Мы не живем под дешевой милостью и благодатью. Праведность, которой
мы наслаждаемся как верующие, была приобретена кровью Иисуса - ценой слишком
великой, чтобы выразить в словах. Если мы не проявляем послушания, мы не
получаем. Покаяние вводит нас в царство Божье, и покаяние удерживает нас в том,
чтобы двигаться, следуя за Его облаком,
Кроме того, мы должны любить Бога больше, чем все
остальное. Когда я был маленьким мальчиком, я почувствовал побуждение
прекратить играть в баскетбол. В баскетболе нет ничего плохого, Но в это время
я знал, к чему призвал меня Господь, и мне казалось, что я больше любил играть
в баскетбол, чем молиться. Поэтому я оставил баскетбол. Бог установил план для
моей жизни. Я согласился с ним, и молитва стала моей силой, дающей жизнь.
Просто будьте уверены, что вы не любите жизнь больше, чем Бога.
"Бог сделал меня сильным и мужественным"
Служения пробуждения Робертса были непохожими на то,
что Уэльс видел когда-либо раньше. В начале одной службы за кафедрой стояли две
девушки. Одна просила и молилась за людей, чтобы они отдали себя Святому Духу.
Затем другая рассказала свое свидетельство и спела, а потом разразилась
слезами. Они называли это "подогревом атмосферы". Тем, кто
недоумевал, почему Эван Робертс не выходит на сцену после завершения служения
девушек, достаточно было просто посмотреть на него, Он стоял на коленях, плача
и умоляя Бога. Многие говорили, что людей убеждало не красноречие Эвана, а его
слезы. В своей книге " Азуза-стрит" Фрэнк Бартлмен приводит слова
очевидца: "Робертс на пределе сил упал на кафедру, и в это же время многие
в толпе упали в обморок".
На служениях Эвана Робертса было обычным, когда кто-то
из собрания вдруг падал на колени и начинал молиться вслух. Волны радости и
скорби протекали через собрание. Женщины падали на колени, мужчины лежали в
проходах, плача, смеясь и молясь. В это время не было чтения Библии или игры на
инструментах. Но некоторые вставали и пели гимны. Говорили даже, что собрание
настолько охватывалось Богом, что люди забывали идти домой на воскрес- ныи Д
Такое было неслыханным в южном Уэльсе в те дни. К концу дня вечерние службы
превращались в непрерывные молитвенные собрания. Эвана можно было увидеть
ходящим вдоль проходов, размахивающим руками, хлопающим в ладоши и прыгавшим из
стороны в сторону.
Хотя его успех стал предметом для разговоров по всей
стране, многие все еще не знали, что думать об Эване Робертсе. Они привыкли к
старым проповедникам с горящими глазами, а Эван никогда не повышал голоса.
Иногда его называли "молчаливым проповедником". Если Эван не
чувствовал помазания для проповеди, он молчал. Однажды Эван сидел в первом ряду
три или четыре часа, а затем поднялся проповедовать только на пятнадцать минут.
Кроме того, в то время большинство людей привыкли к
проповедникам с достойными суровыми лицами. Но Эван был не таким. Его лицо
постоянно сияло. Однажды, когда служитель прочитал список тридцати трех
новообращенных, Эван раскинул руки и воскликнул: "Разве это не
славно?"
В результате пробуждения местные магазины не успевали
продавать Библии. Уэльская угольная промышленность преобразилась. Рабочие
лошади на шахтах привыкли к командам, которые содержали бранные слова. Но
теперь, когда многие шахтеры родились свыше, они увидели, что лошадей надо
переучивать, потому что животные не исполняли нормальных команд без ругательных
слов.
Конечно, были и обычные заботы. Люди жаловались, что на
службах, по их мнению, не было порядка. Эван работал круглые сутки без отдыха.
Когда его спросили об этом, он ответил:
"Уставал ли я? Ни разу. Бог сделал меня сильным и
мужественным. Я могу противостоять тысячам. Мое тело полно энергии день и ночь,
и я, не ложась спать, иду на следующее собрание".
Это документальный факт, что Эван спал и ел очень мало
в течение первых двух месяцев этого великого пробуждения. Фактически он спал
всего два или три часа в сутки.
Отдыхайте
Чтобы постоянно ходить в Духе, нам надо быть послушными
вселенским законам, установленным Богом. Один из этих законов - забота о своем
физическом теле. Истина в том, что дух больше плоти, но если мы не заботимся о
плоти, находясь здесь, на земле, тело может пострадать и даже умереть. Если
тело умирает, дух должен уйти. Бог установил вселенские законы, согласно
которым наши тела нуждаются в нормальном отдыхе и питании. Бог Сам отдыхал на
седьмой день после того, как завершил Свою работу над творением, установив и
для нас этот принцип.
Когда я помазан, это отражается на каждой части моего
существа. Мое тело чувствует себя заряженным, и мой разум подчинен воле Божьей.
Почему? Потому что помазание приносит жизнь. Однако физические потребности тела
не прекращаются, есть помазание или нет. Кровь нуждается в кислороде и
питательных веществах, разум нуждается в отдыхе. Мы еще не находимся в
прославленном теле. Поэтому зрелые деятели пробуждения должны научиться
заботиться о своем физическом теле. Вы можете жить в духе, действовать в
помазании и в то же время получать необходимый вам отдых. Если вы не делаете этого,
произойдет катастрофа. Дух Святой никогда не будет тащить вас - Он ведет вас.
Вы не можете следовать за Богом и слышать Его точно, если ваше тело истощилось
и измоталось. Когда приходит пробуждение, давление и нужда возрастают, потому
что люди начинают понимать свое духовное состояние. Участник движения
пробуждения должен уметь вести и отдыхать, чтобы сохраниться важнейшим
инструментом Божьим. Я думаю, что одна из главных причин быстрого прекращения
служения Эвана Робертса заключается в том, что он не научился этому принципу.
Эван вскоре начал выказывать многие признаки
эмоционального напряжения. Но несмотря на перегруженность он продолжал идти из
города в город и призывать людей подумать о погибающих. Всякий раз, когда его
друзья предлагали ему отдых, он резко осаждал их. Хотя его тело быстро
изнашивалось, сила Божья продолжала утолять людской голод. Газеты писали, что
пока одни надрывались от осуждения, других это буквально потрясало.
Проявление Божественного
Присутствие на собраниях Эвана Робертса было
сверхъестественным переживанием. Он проявлял способность служить в присутствии
Духа Святого почти с осязаемой силой. Он давал обычным прихожанам церкви
осознание духовного мира, особенно в области чистоты и святости по отношению к
Богу. Поскольку он редко проповедовал, Эван позволил трем поющим девушкам -
Энни Девис, Мэгги Девис и С. А. Джонс - путешествовать с ним. Много раз они
пели вдохновенное послание от Бога к собранию. Эван выговаривал каждому, кто
пытался остановить пение. Он верил, что Духу Святому должна быть предоставлена
главная роль и что никто не имеет право прервать Его. Он чувствовал, что иначе
устанавливается неверный вид авторитета и контроля,
Для Эвана Дух Святой не был какой-то невидимой силой,
но Божественной Личностью, которую должно восхвалять и превозносить по Его
собственному праву и полностью Ему повиноваться. Это даже доходило до такой
степени, что если двое или трое людей из присутствующих не принимали участия в
собрании, Эван вставал и говорил: "Дух не может быть с нами сейчас". После
этих слов он не раз покидал службу.
Жители окрестных городов и общин часто приходили на
служения Эвана, В городе с населением в три тысячи человек собрание посещало
более тысячи. Если они не приходили достаточно рано, чтобы занять место, люди
стояли на улице, пытаясь хоть что-то увидеть. Репортеры газет с удивлением
отмечали, что на собраниях никогда не было так много посетителей, как в те дни,
когда Эван Робертс приезжал в город.
Вскоре слово об этом пробуждении достигло и других
стран. Люди из Южной Африки, России, Индии, Норвегии, Канады, Ирландии и
Голландии устремились в Уэльс. Одна группа американцев отозвалась об этом очень
просто: "Мы были там, где происходят чудеса". Многие Репортеры газет
приежали, чтобы донести хоть какую-то долю пробуждения до собственных стран.
Говорят, что в это время журналист и евангелист из Калифорнии Фрэнк Бартлмен
написал Эвану и спросил его, как принести пробуждение в Америку. Эван несколько
раз писал Бартлмену, перечисляя принципы пробуждения, ободряя его в достижении
этого и заверяя в своих молитвах. Бартлмен позже стал летописцем пробуждения на
Азуза-стрит в Южной Калифорнии в 1906 году. Нет никакого сомнения, что
пробуждение в Уэльсе способствовало повышению жажды познания Бога во всем мире.
Смущение и срыв
В 1905 г. разум Эвана Робертса начал расстраиваться. Он
часто говорил, что хочет войти "в страдания Учителя". Иногда он
начинал служение в радости и нежности, а потом внезапно вскакивал, размахивал
руками и резко выговаривал тем, кто, по его мнению не были чисты сердцем. Затем
угрожал покинуть службу. Он говорил своему другу Сиднею Эвансу, что боится
сказать слова не от Бога. Он слышал многие голоса и иногда не был уверен, какой
был от Бога, а какой от него самого. Он также постоянно исследовал себя, нет ли
у него неисповеданного греха. Главным его страхом было, что люди начнут
превозносить его вместо Бога.
Когда пробуждение продолжилось и стали очевидны
особенные нужды, Эван начал действовать в дарах Духа. По своему неведению люди
называли Эвана телепатом, поскольку не понимали, как он мог быть до такой
степени духовно точным. Но вместо того, чтобы остановиться и рассказать людям о
духовных дарах, Эван просто продолжал действовать в них.
Иногда Эван читал проповедь и вдруг внезапно
останавливался. Он поднимал взгляд на балкон и провозглашал, что кто-то там
нуждается в спасении, Несколько секунд спустя этот человек падал на колени и
взывал о покаянии к Богу, Это часто происходило на его служениях. Иногда Эван
называл конкретный грех и призывал к немедленному покаянию. В других случаях
чувствовал, что какой-то человек на улице пребывает в отчаянной мольбе к Богу.
Эван резко прерывал службу, шел на улицу и находил человека на коленях,
взывающего к Богу.
Голоса, которые слышал Эван, стали его сильно
беспокоить. Но вместо того, чтобы посоветоваться с более зрелыми лидерами, он
решил продолжать следовать за знамениями и игнорировать эти трудности. Именно в
это время Эван пережил свой первый эмоциональный срыв. Он был вынужден
поселиться у друга и отменить свои служения.
"Помехи приходящие и уходящие"
Когда люди услышали о том, что он отменил служения, они
оскорбились и возмутились. Несмотря на сильное утомление, Эван под давлением
был вынужден возобновить служения.
Но как и следовало ожидать, на служениях его разум был
затуманен и он резко обличал толпу. Он даже стал указывать на "помехи
приходящие" и "помехи уходящие". Людей стали больше волновать
пороки, на которые он указывал, чем жажда познать Бога. После этого жалобы и
критика посыпались на Эвана с каждого угла Уэльса. Его называли
"гипнотизером", "эксгибиционистом" и
"оккультистом". В ответ на это Эван стал обличать целые собрания в
холодности сердца из-за одного или двух человек, появляющихся на его служениях.
Он однажды даже осудил "душу" человека, запретив молиться за него.
Обвинения и критика распространялись, как пожар. Каждый
день в газетах и письмах появлялись новые, все более резкие обвинения. На
каждое собрание приходили агностики, называвшие его "носителем чуждого
огня" или "осквернителем". Друзья пытались оправдать его
действия, говоря, что он был молодым, неопытным служителем и совершал
"ошибки, свойственные молодости".
Вскоре Эван Робертс пережил еще один физический и
эмоциональный срыв. К восторгу своих критиков Эван отменил все свои служения.
Его объявили неуравновешенным человеком и обращенные стали задумываться, не
были ли они прельщены сатаной. В связи с этим психологи, осмотревшие Эвана,
опубликовали такое заключение: "Человеческий организм не может выдержать
такого огромного напряжения и периодических мощных потрясений, истощающих
нервную систему, разум и тело"20. После этого Эван на какое-то время сошел
со сцены.
Великая слава, великое напряжение
Пытаясь противостоять критикам, его сторонники
устремились к секретарю Эвана с просьбами о возобновлении служения. После
короткого отдыха он согласился принять приглашения и опубликовал маршрут
служений в газетах.
В день его первого служения улицы были переполнены.
Сотни людей прибыли заранее, чтобы успеть занять место. Перед самым началом его
секретарь вышел на сцену и прочитал записку от Эвана: "Скажи людям, что я
не приду на служение. Дух удерживает меня, и я не могу говорить".
Послышались крики разочарования и гнева, Даже друзья Эвана не могли поддержать
такое "водительство Духа". Единственное, что они могли сказать о нем,
так это то, что он испытывает большое напряжение.
Эван замкнулся в одиночестве и проводил время в Слове и
молитве. Но через какое-то время он все же вернулся к публичному служению. На
этот раз все выглядело так, как в ранние дни пробуждения. Эван рассматривал
себя "особым посланником от Господа, который поднимает церкви для
выполнения задачи спасения нации ".
Снова поднялась острая критика. Эван, не отличавшийся
особой сдержанностью, открыто обличал общественных лидеров, а об одной церкви,
в которой служил, сказал, что она не "основана на Камне". Крупный
инцидент произошел на собрании в той самой церкви, куда Эван пришел вместо
отсутствующего пастора. Придя туда, он не вышел на сцену ив течение двух
часов безмолвно сидел на стуле. Когда находившиеся там служители начали открыто
протестовать, Эван встал и вышел из церкви. Вернувшийся пастор пообещал, что
служения будут продолжаться в мире и попросил служителей сохранять спокойствие.
Когда в тот вечер Эван вышел на сцену, он улыбнулся и посоветовал собравшимся
изучить истинного Пастыря в 34 главе книги Иезекииля".
Физическое состояние Эвана ухудшалось, и его
эмоциональные раны становилось все труднее исцелять. Он стал сильно волноваться
по мелочам. Он принимал на свой счет, когда слышал, что обращенные
"бранятся вслед за дьяволом" или "следуют за целителями и
пророчицами". В результате большую часть времени он находился в
подавленном состоянии.
Критическая точка падения Эвана Робертса приходится на
время, когда летом 1906 года он вернулся в северный Уэльс. Его попросили
принять участие в кесвикском Пасхальном собрании для служителей и лидеров.
Именно там он начал говорить о том, что назвал своим "новым бременем"
- отождествлением с Христом через страдания. Вскоре после этого он испытал
новое перенапряжение и опять сорвался.
Входит Иезавель
На служении в Кесвике Эвану представили миссис Джесси
Пен-Льюис. Миссис Пен-Льюис была влиятельной и богатой женщиной из Англии. Она
также была служителем, но ее служение в Уэльсе не принималось из-за серьезных
доктринальных разногласий. Там отвергали ее учение "страдания" и не
разрешали проводить служения в стране.
Услышав проповедь Эвана о кресте, миссис Пен-Льюис
стала его поддерживать, чтобы завоевать его расположение. Друзьям она говорила,
что Эван "должно быть, слишком устал и нуждается в отдыхе". Затем она
убедила Эвана в своей поддержке, всячески расхваливая его прекрасное учение и
указывая ему на гонения, которым он из-за него подвергается. Находясь в
ослабленном состоянии, Эван попал под ее влияние. Меньше чем через месяц
постоянного общения с Пен-Льюис Эван пережил четвертый и самый серьезный
нервный срыв.
Недавно обнаруженные письма показывают, что у Пен-Льюис
были скрытые мотивы в отношении Эвана Робертса. Она часто использовала его имя
для оправдания собственных методов и убеждений. Она также говорила служителям
Уэльса, что ее настолько удручает их мнение о ней и ее учении, что ей не
хочется возвращаться в их страну. И она добавляла, что для Эвана тоже лучше
оставаться подальше от Уэльса, потому что он, как и она, слишком сломлен, чтобы
что-либо делать".
После этих слов Пен-Льюис Робертса быстро и тихо увезли
на поезде из его любимого отечества и места своего призвания. Пен-Льюис с мужем
привезли Эвана в свое имение в Англии, называемое Вудлендс. Затем они
перестроили дом специально для Эвана Робертса. Они сделали ему спальню,
молитвенную комнату с отдельным входом. Именно здесь великий евангелист
оставался прикованным к постели.
Глава 21 третьей книги царств
В Вудлендсе Пен-Льюис ежедневно посещала Эвана. Эван с
уважением слушал ее рассуждения ° о тех "ошибках и неправильных
оценках", которые, по ее мнению, он совершил во время служения, Но Эван не
мог сознавать, что то что говорила эта женщина, основывалось исключительно на
ее личном мнении.
Сидя у постели Эвана, Пен-Льюис расспрашивала его о тех
сверхъестественных дарах, которые действовали через него, Она решила, что
депрессия Эвана была вызвана этими духовными воздействиями. Разоблачая данные
Эвану дары, Пен-Льюис убеждала его, что если он не полностью распят для себя,
то он обольщен. Полный осуждения к себе, Эван в конечном итоге согласился, что
все эти сверхестественные воздействия, которые он пережил, не могли быть от
Бога. Эван пришел к выводу, что он не только приводил в смущение толпу, но что
и сам был обольщен сверхъестественными воздействиями.
С этого момента Эван по совету Пен-Льюис решил больше
не доверять никакому сверхъестественному движению. И он пришел к выводу, что
для того, чтобы Дух Святой мог двигаться через верующего, этот верующий должен
иметь гораздо большую мудрость и опыт, чем у него. Проповедник пробуждения
пребывал в крайне хрупком и удрученном состоянии, которое еще более
усугублялось постоянными уколами и упреками со стороны Пен-Льюис.
Думал ли Эван о тех тысячах, которые обратились к Богу
и стали рожденными свыше христианами благодаря этим дарам? Помнил ли он о
толпах людей, приезжавших из других стран, чтобы получить вдохновение от его
служения и донести его до своих народов? Нет сомнения, что до него доходили
яркие отзывы из этих стран. Задумывался ли он о тех людях, жаждущих
прикосновения, которые стояли на улицах только потому, что он был настолько
открытым для использования Святым Духом? Понимал ли он, что причиной его
расстройства стал недостаток отдыха, а не недостаток посвящения? Сознавал ли
он, что окончательный итог его служения подвели ошибки, вызванные истощением?
Если Эван Робертс и задумывался над этими вещами, то
его мысли ни разу не обратились в действия, Таким образом, сверхъестественное
снаряжение, которое он получил в результате своего призвания, стало непригодным
для дальнейшего использования.