‹ Чарлз Фокс Пархем Назад Джон Г. Лейк ›
Уильям Дж. Сеймур
Продлжение
Фанатики, мошенники и фракции
Хотя Сеймур и не согласился полностью с теологией
Пархема, я уверен, что он уважал Пархема и доверял его лидерскому опыту.
Возможно, он полагал, что Пархем может представить другой взгляд и воспламенить
новое движение Бога.
Говорят, что многие другие тоже писали Пархему, прося
его приехать и определить, какие проявления на Азузе были подлинными, а какие
ложными. Хотя подтверждений этих писем нет, миссис Паулина Пархем утверждает,
что некоторые из этих писем находятся у нее. У нас есть одно письмо Сеймура
Пархему, в котором говорится: "...мы ожидаем, что всеобщее (пробуждение)
начнется снова, когда вы приедете, и что все маленькие движения пробуждения
сольются вместе в одно большое единое пробуждение".
Действительно, в движении пробуждения в Лос-Анджелесе
было много разногласий. Но исходя из характера Сеймура, думаю, что он хотел,
чтобы Пархем объединил город, а не призвал его к порядку. И конечно, Пархем бы
не приехал на Азузу без приглашения.
Когда Пархем прибыл, Сеймур представил его как
"Отца в этом Евангелии Царства". Уверен, что Сеймур был искренним. Он
нуждался в духовном отце, который бы помог ему вести это великое движение. Но
чего бы он ни ожидал от Пархема, все пошло не так, как планировал Сеймур. После
проповеди Пархема и личной беседы Сеймур запер двери миссии и не пускал туда
Пархема.
Что Пархем сказал Сеймуру? Почему он закрыл для Пархема
Азузу? Хотя образование, лидерство и опыт Пархема были не такими, как у
Сеймура, их взгляды на крещение Святым Духом совпадали. Или не совпадали?
Пархем сидел на служении и с ужасом смотрел на
проявления, которые происходили вокруг него. На собраниях Пархема была дозволена
некоторая свобода, но ничего такого, что доходило бы до фанатизма. Некоторые из
студентов Библейской школы Пархема считали даже, что он слишком строг в своем
определении "фанатизма", А на Азузе, кроме танцев и криков, люди
дергались и тряслись. В этой накаленной эмоциональной атмосфере было много
подлинных выражений крещения Святым Духом, но были и ложные. Там собирались
представители разных культурных традиций, поэтому Сеймур считал, что каждому
человеку должно быть позволено его собственное эмоциональное переживание,
основанное на том, как каждый лично понимает движение Святого Духа, правильно
это было или нет.
Теология Сеймура заключалась в том, чтобы позволить
Духу Святому делать все, что Он хочет, Но лишь немногие знали о движении
Святого Духа достаточно, чтобы вести за ним людей. Сеймур считал, что если
определенную культуру связать какими-то рамками, Дух Святой не проявит себя
среди них. Уверен, что Сеймур был духовно чувствительным в своем лидерстве и
следовал этому, насколько только мог. Есть четкая грань между причинением боли
человеческому духу и огорчением Святого Духа.
Сеймур о гипнозе ничего не писал. Пархем же писал. Вот
его рассказ:
"Я поспешил в Лос-Анджелес и к своему полному
удивлению и ужасу увидел, что положение там еще хуже, чем я предполагал...
проявления плоти, спиритистский контроль. Я видел людей, практикующих гипноз
рядом с алтарем над людьми, ищущими крещения, хотя многие в то же время
принимали подлинное крещение Святым Духом. После двух или трех моих проповедей
двое старейшин сказали мне, что не хотят больше меня видеть в этом месте.
Вместе с работниками из Техаса мы провели большое собрание в другом здании в
Лос-Анджелесе. Огромное число людей получили спасение, происходили чудесные
исцеления, и около двухсот или трехсот человек, страдавших ужасными припадками
из-за посещений Азуза-стрит, получили избавление, приняли подлинное
пятидесятническое учение и заговорили на иных языках.
Говоря о различных фазах фанатизма, которые были
обнаружены здесь, я делаю это с любовью, но в то же самое время со всей
твердостью и честностью. Позвольте мне сказать прямо то, что я здесь увидел. Я
обнаружил проявления гипноза, ложных духов, спиритизма и всякого рода заговоры,
припадки, впадения в трансы и т.д.
Несколько слов о крещении Духом Святьм. Говорение на
языках никогда не исходит от вышеперечисленных проявлений. Наши работники не
пользуются такими приемами, как внушение некоторых слов и звуков, массаж
подбородка или горла. Многие в Лос-Анджелесе поют, молятся или чудесно говорят
на иных языках, когда Дух дает им дар слова, но здесь есть также и такая
тарабарщина, которая абсолютно не является говорением на языках. Дух Святой не
побуждает делать ничего неестественного или непристойного, и любое
неестественное напряжение тела, мыслей или голоса не от Святого Духа, но от
духа волшебства или другого влияния. Дух Святой никогда не поведет нас за
пределы самообладания и самоконтроля, в то время как духи волшебства или
фанатизм ведут нас за пределы самоконтроля и возможности помогать другим".
Возможно, диагноз Пархема был правильным, и все же
результаты могли быть другими, если бы Пархем показал себя как отец, а не как
диктатор. Сеймур так и не изменил свой теологии, Пархем тоже. Около двух
месяцев Сеймур не упоминал о соперничестве. И даже когда он, в конце концов,
сделал это, его выражения были сдержанными, избегающими любой прямой критики,
Сеймур писал:
"Некоторые спрашивают, является ли д-р Чарлз Ф.
Пархем лидером этого движения. Мы можем ответить, нет, он не является лидером
этого движения в миссии на Азузе. Мы думали о нем как о лидере в ожидании
Господа и писали об этом в нашей газете. Мы иногда слишком торопимся, особенно
когда очень молоды в силе Святого Духа. Мы, точно дети - полны любви - и готовы
принять любого, кто получил крещение Святым Духом, как своего лидера. Но
Господь начал утверждать нас, и мы увидели, что Господь должен быть нашим
лидером. Поэтому мы чтим Иисуса как Великого Пастыря овец. Он есть наш
образец".
Так, твердо придерживаясь доктрины единства, Сеймур
остался верен своему учению, не высказывая никаких недобрых слов против своих
обвинителей.
Пятно на освящении
Хотя Сеймур был последователем Джона Уэсли, он не
принял его учения об освящении. Сеймур считал, что человек может потерять свое
спасение, если будет действовать по плоти. Он учил, что освящение, или
безгрешное совершенство, это отдельная от спасения работа благодати. Сеймур
верил, что если вы были однажды освящены, то вы действуете как освященный, Но
если вы грешите, вы его теряете.
Можете ли вы представить, сколько беспокойств и
обвинений вызывало такого рода учение на Азузе? многие слишком ревностные
верующие дошли до того, что стали показывать пальцем в осуждении друг друга. Их
праведное поведение приводило к столкновениям, разделениям и противоречиям.
Фактически это было одной из главных причин, почему Сеймур никогда не
реагировал по плоти против каких-либо обвинений которые выдвигались против
него. В соответствии с его теологией это было необходимо, чтобы сохранить
спасение. Он говорил:
"Если вы разгневались, или говорите зло, или
отступили, то меня не волнует, на скольких языках вы говорите, у вас нет
крещения Святым Духом, и вы потеряли свое спасение".
Сеймур мог закрыть дверь перед не согласным с ним
служителем, но выступать против него никогда бы не стал.
Любовь и предательство
Несмотря на многие обвинения, ошибки и гонения, Сеймур
оставался верным своим целям пробуждения. Казалось, что он доверял всем и верил
в хорошее почти что в каждом. Верный своей мягкой, почти наивной природе, позже
он писал:
"Вы не можете завоевать людей, проповедуя против
их церкви или пастора... если вы проповедуете против церквей, вы обнаружите,
что сладчайший Дух Христов ушел, и вместо Него пришел жесткий дух осуждения.
Церкви нельзя обвинять в расколах. Люди стремились к свету. Они построили
конфессии, потому что они не знали лучшего пути. Когда люди отходят от любви
Божьей, они начинают проповедовать одежду, мясо и учение человеческое, и они
начинают проповедовать против церквей. Все эти конфессии - наши братья...
Поэтому давайте искать мира, а не разделения... В тот момент, когда мы начинаем
считать, что знаем всю истину, или знаем больше, чем кто-то другой, мы теряем
ее!"
На следующую весну перед Сеймуром встал выбор, либо
приобрести Азузу, либо переехать в другое здание. Он оставил решение на
усмотрение собрания, и оно согласилось сразу же заплатить 4000 из 15 000
требуемых долларов, В течение года оставшаяся сумма была выплачена намного
раньше срока. К этому времени сообщения о чудесах и о новых миссиях полились в
Лос-Анджелес со всего мира. Ободренный Сеймур говорил: "Мы находимся на
пороге величайшего чуда, которое видел мир ".
В это время Сеймур стал думать о женитьбе. Дженни Эванс
Мур, верная помощница его служения в Лос-Анджелесе, стала его женой. Она была
известна своей красотой, музыкальными талантами и духовной чувствительностью.
Она была очень милой женщиной и всегда верно стояла рядом с Сеймуром. Именно
Дженни почувствовала, что Господь хочет, чтобы они поженились, и Сеймур
согласился. Итак, они поженились 13 мая 1908 года. После церемонии Уильям и
Дженни переехали в скромную квартиру на верхнем этаже миссии на Азуза-стрит.
Но новость об их свадьбе не понравилась маленькой, но
очень влиятельной группе в миссии. Одним из главных действующих лиц была Клара
Лум, секретарь миссии, ответственная за выпуск газеты. Узнав о женитьбе
Сеймура, она сразу же решила покинуть миссию.
У некоторых верующих на Азузе были довольно странные
представления о браке. Группа Лум полагала, что женитьба в последние дни -
бесчестие, учитывая скорое возвращение Христа, и резко осудила решение Сеймура.
Возможно, Клара Лум питала тайную симпатию к Сеймуру и
оставила миссию из ревности. Как бы там ни было, она переехала в Портленд, штат
Орегон, и присоединилась к миссии, возглавляемой прежней помощницей на Азузе
Флоренс Кроуфорд. И увезла с собой весь внутренний и международный список
рассылки.
Это немыслимое действие нанесло непоправимый урон
распространению газеты Сеймура. Полный внутренний и международный список с
более чем пятьюдесятью тысячами адресов был украден, остался только список
рассылки по Лос-Анджелесу. Затем, когда в мае 1908 года вышел очередной номер
"Апостольской веры", обложка выглядела так же, но внутри было
объявление с сообщением нового адреса в Портленде для пожертвований. Тысячи
людей, которые с интересом читали газету и посылали пожертвования, теперь стали
посылать их в Портленд, даже не сомневаясь в правомерности изменения. В
июньском номере не было ни одной статьи, написанной Сеймуром. В конце концов, в
середине лета все упоминания о Лос-Анджелесе полностью исчезли. Когда стало
ясно, что Лум не вернется, Сеймур поехал в Портленд, чтобы встретиться с Лум и
попросить списки. Но списки так и не были возвращены. Без этой очень важной
информации Сеймуру было невозможным продолжать издание газеты.
Последнее разделение: человек или Бог?
В течение 1909 и 1910 гг. Сеймур продолжал свое
служение на Азузе, хотя количество людей резко уменьшилось из-за недостатка
влияния и фондов. Поэтому он оставил двух молодых человек для управления
миссией и отправился в Чикаго, начав проповедническую поездку по стране. В
начале 1911 года Уильям Дерхем проводил служения на Азузе вместо него.
Яркие проповеди Дерхема снова привлекли в миссию сотни
людей. В миссию вернулись даже многие старые работники Азузы. Они называли это
"вторым излиянием последнего дождя". Огонь снова охватил Азузу. На
одно из служений не смогли попасть более пятисот человек. Поэтому между
собраниями люди не уходили со своих мест, боясь, что им не достанется места.
Последний конфликт на Азузе произошел между Сеймуром и
Дерхемом. Их теологии значительно различались. Дерхем твердо и последовательно
проповедовал, что люди не могут потерять спасение, даже если согрешили.
Спасение - от веры, дела имеют значение, но не решающее. Дерхем проповедовал равновесие
между законом и благодатью, в котором пятидесятническое движение остро
нуждалось, потому что учение о "делах" привело ко многим разделениям.
Его учение казалось служителям освежающим дождем. Люди приходили буквально
толпами.
Встревоженные ростом авторитета Дерхема с его
доктринальными взглядами, старейшины связались с Сеймуром. Он немедленно
возвратился в Лос-Анджелес для совещания. Но Сеймур и Дерхем не смогли прийти к
доктринальному согласию. Поэтому в мае Сеймур снова повесил замок на двери, не пуская
Дерхема в миссию.
Дерхема это не поколебало, и он со своими
последователями арендовал большое двухэтажное здание, вмещавшее более тысячи
человек. Верхний этаж служил молитвенной комнатой, которая была открыта день и
ночь. За Дерхемом последовали толпы людей с Азузы. Тысячи получили спасение,
крещение и исцеление, в то время как старая миссия на Азуза-стрит фактически
опустела.
"Усталый и измученный"
Но старая миссия на Азузе оставалась открытой для всех,
кто приходил. Сеймур оставался ее лидером и держался своего учения, но, как
казалось, никто им уже не интересовался. Он изменил расписание - теперь на
Азузе проводилось одно собрание в неделю, в воскресенье, но длилось оно весь
день. Он постоянно пытался повысить посещаемость, но отклика не находил. В конце
осталось только двадцать человек. Это были в основном люди из первоначальной
группы на Азузе. Иногда заходили посетители прежних "славных дней",
и, конечно, Сеймур ободрялся, когда видел их, Но все больше и больше времени он
проводил в чтении и раздумьях.
В 1921 году Уильям Сеймур провел свою последнюю
кампанию служений по Америке. Когда в 1922 году он вернулся в Лос-Анджелес,
люди заметили, что выглядит он очень измученным. Он посетил многие собрания и
служения, но на него ни разу не обратили внимания со сцены.
28 сентября 1922 года, находясь в миссии, Сеймур
внезапно почувствовал острую боль в груди. Один из работников побежал за
доктором, который жил всего в нескольких кварталах от миссии. Осмотрев Сеймурa,
врач предписал ему отдых. В тот же день в пять часов, когда он диктовал письмо,
его скрутил еще один приступ боли. Он стал задыхаться и ушел к Господу в
возрасте пятидесяти двух лет. Согласно медицинскому заключению причиной смерти
была сердечная недостаточность.
Проповедник пробуждения был похоронен в простом гробу
на кладбище "Эвергрин" в Лос-Анджелесе. Его положили среди могил
других людей из многих стран и континентов. На памятнике высечены простые
слова: "Наш Пастор". Печально, но на похороны Уильяма Сеймура пришло
только двести человек, но они показали много свидетельств величия Божьего,
продемонстрированного через этого служителя передовой линии.
Тени и волки
После смерти Сеймура миссис Сеймур взяла на себя
пасторское служение в миссии на Азуза-стрит. Все шло гладко в течение восьми
лет. Затем в 1931 году возникли проблемы. В результате юридических действий
лиц, стремившихся отнять миссию, городские власти стали с раздражением
относиться к группе и объявили здание пожароопасным. Через год оно было снесено,
но прежде было предложено одной пятидесятнической церкви, которая ответила:
"Мы не заинтересованы в реликвиях". Сегодня на этом пустом месте
стоит уличный знак.
Через пять лет миссис Сеймур поместили в окружную
больницу. Дженни умерла от сердечной недостаточности и присоединилась к своему
мужу на небесах второго июля 1936 года.
Наследие власти
Хотя наследие и служение Уильяма Сеймура кажутся
невероятно печальными, результаты его усилий между 1906 и 1909 годами привели к
взрыву пятидесятнического движения по всему миру. Сегодня многие церкви считают
своими основателями участников собрания на Азузе. Большинство ранних лидеров
Ассамблей Божьей вышли из Азузы. Демос Шакарян, основатель братства бизнесменов
полного Евангелия сказал, что его дедушка был членом первой группы Азузы.
Евангелизационные усилия семьи Вальдес, семьи Гарр, доктора Чарльза Праиса и
бесчисленного множества других также связаны с этим пробуждением. Любой,
вероятно, в пятидесятническом движении сегодня, так или иначе, связывает свои
корни с Азузой. Независимо от всех противоречий и своеобразия учений на
Азуза-стрит, всякий раз, когда Азуза упоминается, большинство думает о силе
Святого Духа, изливавшейся на нее.
Бог не расист
Пробуждение на Азуза-стрит и служение Уильяма Сеймура
кое-кто пытается связать с расовыми вопросами. К сожалению, к чистому движению
Божьему иногда примешивают расовый подтекст. Возможно, это стало одной из
главных причин, по которой служение на Азузе длилось всего три года. Бог не
позволяет Своей славе стать добычей человеческих аргументов. Если это
происходит, Он уходит - и на этом все заканчивается.
Под влиянием расовых эмоций некоторые могут
возмутиться, что Сеймур назван "катализатором", а не
"отцом" Пятидесятницы. По определению словаря Уэбстера,
"катализатор" - это нечто, что "ускоряет процесс или событие и
убыстряет темпы, при которых происходит реакция". Это именно то, что
сделал Сеймур. Пятидесятническое служение Уильяма Сеймура подняло сознание
людей до такого уровня, что это не только перевернуло один из главных городов в
США, но и распространилось по всему миру с невероятной скоростью. Пробуждение
на Азузе так или иначе коснулось каждого континента.
Как уже было отмечено ранее, расовые вопросы были
только маленькой частью многих других проблем на Азуза-стрит. Думаю, что
делается большая ошибка, когда на это пробуждение смотрят в основном с расовых
позиций. Никакая конкретная раса не может претендовать на исключительность в
движении Божьем. Бог никогда не действует, основываясь на цвете человеческой
кожи; Он действует через человеческие сердца.
В ходе дальнейшего исследования жизни великих генералов
прошлого и изучения их успехов, не связывайте себя с их неудачами. Не слушайте
вчерашние или сегодняшние голоса тех, кто видит только внешнее. Следуйте за
теми, кто достигает Божьего Духа. Давайте стремиться к зрелости и награде, а не
к личной славе.
Только вечность сможет полностью открыть плоды служения
Уильяма Сеймура. Ясно одно - он нес динамит, который использовал Бог для
взрывов пятидесятнического пробуждения по всему миру. И он сделал это.