В этом году Новый год деревьев Ту би-Шват
приходится на 16 января (15 число еврейского месяца Шват).
Во времена Храма в Иерусалиме 15-е Швата использовали для расчета десятины от
плодов деревьев.
Талмуд говорит, что в этот день деревья прекращают обильное поглощение влаги
из земли и переключаются на переработку полученных соков в элементы питания.
В этот же день производился расчет возраста молодого дерева для соблюдения
заповеди орлá, разрешающей употреблять в пищу фрукты лишь с тех деревьев,
возраст которых по крайней мере более трех лет.
Отмечая Новый год деревьев, мы едим фрукты — в первую очередь те, которые,
как считает Тора, особенно хорошо родит Земля Израиля: виноград и гранаты,
финики и маслины… «Будешь ты есть и насыщаться и благословлять Г-спода Б-га
твоего за добрую землю, которую Он дал тебе» (Дварим 8; 8-10).
Многие жители Израиля, если Ту би-Шват выпадает не на Шабат, празднуют этот
день посадкой деревьев. Это очень старый обычай. Талмуд (Таанит 23б)
рассказывает историю великого мудреца по имени Хони ѓа-Меагель, который
повстречал 70-летнего старика, сажающего рожковое дерево. «Какую выгоду ты
успеешь извлечь из этого?» - спросил мудрец. (Рожковое дерево начинает
плодоносить лишь на 6-м году жизни, но продолжает давать урожай и в 50, и в
100 лет, - прим.редактора). Старик ответил, что так же, как другие сажали для
нас, мы сажаем для тех, кто придет после нас.
Тора предупреждает человека об обязанности бережного отношения к деревьям
(Дварим 20;19). А в Пиркей Авот говорится:«Тот, кто умножает мудрость свою
добрыми делами, уподобляется дереву, чьи ветви не многочисленны, но корни
могучи. Даже если все ветры мира обрушатся него, они не смогут сдвинуть его с
места!» (Авот 3:22).
Как и деревья, мы не можем существовать без корней. Наши корни — это наша
духовная связь с источником — Торой и мудростью праотцев и учителей.
|